Механизм оценки значимости стимула

Выдержка из статьи: Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа. Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». № 2, 2019. С. 19-30.

Механизм оценки значимости стимула
Всё изложенное выше, позволяет нам описать, как именно происходит оценка значимости смыслового (семантического) содержания стимула. Она осуществляется аналогичным образом, как и оценка значимости физических характеристик стимула, по единой схеме:
1. Смысловая информация, которую несёт в себе стимул, сравнивается с информацией, имеющейся в памяти, полученной в результате накопления опыта.
2. Если обнаруживается информация, соответствующая смысловой информации в стимуле, то она извлекается из памяти.
3. Извлечённая информация сообщает субъекту, что смысловая информация в стимуле имеет значение для решаемой субъектом задачи.
Теперь стимул наделён значимостью. Далее возникают эмоции, которые приводят к появлению вегетативных реакций.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что процесс возникновения значимости является не абстрактным, умозрительным явлением, а конкретным физиологическим событием, которое может быть зафиксировано с помощью объективных психофизиологических методов: вызванных потенциалов, функциональной магнитно-резонансной томографии и ПФИ с применением полиграфа.

Итак, теоретический анализ имеющихся психофизиологических данных и результатов эмпирических исследований, а также собственный опыт позволил нам определить фундаментальный, универсальный механизм оценки значимости стимула в ситуации ПФИ, который заключается в том, что на фоне доминирующей потребности в самосохранении, информация, содержащаяся в стимуле, сравнивается с информацией, хранящейся в памяти, и результаты такого сравнения соотносятся с задачами, решаемыми в данной ситуации субъектом – удовлетворение потребности в самосохранении [9, с. 71].

Обращает на себя внимание тот факт, что механизм оценки значимости стимула содержит в себе три компонента:
1. Информация в стимуле.
2. Наличие/отсутствие информации в памяти, соответствующей информации в стимуле.
3. Потребность в самосохранении, связанная с ситуацией ПФИ.

Наличие или отсутствие в фенотипической памяти информации о событии прошлого, послужившего причиной применения полиграфа, является той переменной, которая наделяет стимул значимостью и формирует дифференцированное проявление вегетативных ответов на стимулы – реакции более сильные или менее сильные. Если в памяти имеется информация об интересующем событии прошлого, реакции будут более выраженные и устойчивые, если такой информации в памяти нет – менее выраженные и неустойчивые [10, с. 36].

Исходя из механизма оценки значимости стимула, становится возможным дать определение значимому и незначимому стимулу:
1. Значимый стимул – это стимул, несущий информацию, которая определяется как связанная с решаемой субъектом задачей, посредством обращения к его памяти.
2. Незначимый стимул – это стимул, несущий информацию, которая определяется как не связанная с решаемой субъектом задачей, посредством обращения к его памяти.

Поскольку сила вегетативных реакций обусловлена адаптацией организма человека к меняющимся условиям среды, то для них справедлив закон силы: чем сильнее исследуемое на полиграфе лицо реагирует на стимул, тем более значимым для него является стимул и наоборот. Биологическое значение закона силы заключается в экономии энергии во время акта приспособительного поведения, которое должно быть адекватным степени изменения условий внешней среды. Исходя из этого, можно выделить два условных уровня силы значимости стимула в ситуации ПФИ:
1. Более значимый – реакции на стимул устойчиво превышают реакции на другой стимул, с которым он сравнивается;
2. Менее значимый – реакции на стимул устойчиво не превышают реакции на другой стимул, с которым он сравнивается [8, c. 15].

В ходе ПФИ полиграфолог использует разные категории стимулов (нейтральные, контрольные, проверочные) и наблюдает в ответ на них неодинаковые по своей силе реакции, обусловленные разным уровнем силы значимости этих стимулов.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Новости по теме