Значимость смысловых характеристик стимула

Выдержка из статьи: Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа. Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». № 2, 2019. С. 19-30.

Значимость смысловых характеристик стимула
Многие исследователи изучали оценку смысловых (семантических) характеристик стимулов, которые осознавались субъектами.

Примерно в одно время с А.М. Иваницким известные советские учёные Л.Г. Воронин и В.Ф. Коновалов, исследуя структурно-функциональные основы механизмов памяти, провели эксперименты, которые подтвердили роль эмоций и второй сигнальной системы в характере отношения следовых процессов и памяти. Испытуемым предлагалось запомнить одну из пяти предъявляемых карточек, на которых были изображены цифры или рисунки, не сообщая экспериментатору о содержании этой карточки, затем в ответ на показ её, а также каждой из других четырех карточек говорить, «нет» с тем, чтобы экспериментатор сам угадал ту карточку, которую запомнил испытуемый. Экспериментатор мог определить эту карточку по изменениям амплитуды КГР и биопотенциалов мозга.
У 5 - 6-летних детей почти нельзя было определить задуманную ими карточку;
- у 8 - 10-летних испытуемых это удавалось сделать в 12% случаев;
- у 16 - 17-летних - в 53%;
- у 25 - 30-летних испытуемых - в 87%.

Учёные предположили, что у детей младшего возраста отсутствует или слабо выражено эмоциональное возбуждение, вызванное заинтересованностью в том, чтобы задуманная карточка не была угадана. При этом у взрослых лиц такая заинтересованность была выражена в достаточной степени. «С физиологической точки зрения эта заинтересованность есть не что иное, как деятельное состояние ранее выработанной системы временны́х связей (памяти – Р.И.), которая становится настолько активной, что захватывает эмоциональную сферу» [5, с. 16].

Фактически Л.Г. Воронин и В.Ф. Коновалов провели лабораторный эксперимент по выявлению скрываемой информации (были использованы принципы методики выявления скрываемой информации – МВСИ, широко применяемой в ПФИ) и дали физиологическое объяснение наблюдаемым феноменам: в ответ на семантические характеристики стимула (информация, изображённая на карточках) из памяти извлекается соответствующая информация и возбуждение передаётся на центры эмоций, которые приводят к появлению вегетативных реакций.

Основатель когнитивной психологии, американский исследователь У. Найссер относительно смыслового содержания осознаваемых стимулов пришёл к важной мысли: «Мы видим, что данное выражение лица представляет собой циничную улыбку, или что предмет на столе – ручка, или что вон там под надписью «Выход» есть дверь. Читая или слушая, мы воспринимаем значение слов и предложений, ход рассуждений и оттенки эмоций. Такое восприятие кажется прямым в том смысле, что мы осознаём значения, как бы не замечая физические детали, из которых они строятся. … информация, поступающая в «сенсорный регистр», неминуемо оказывается лишённой значения. Значение присоединяется лишь позднее, благодаря добавлению информации из памяти» [15, с. 91-92]. Американский психиатр, доктор медицинских наук Э.Е. Бехтель в своей монографии «Оценочные процессы» изучает механизмы возникновения значения стимула и соглашается с мнением У. Найссера: «Представляется очевидным, что сами стимулы не могут иметь значение, поскольку они не более, чем физические объекты – конфигурация света, звука, давления и т.д. Значение привносится воспринимающим после того, как он воспринял стимул и обработал его, оно становится таковым лишь благодаря добавлению информации из памяти» [2].

Известный российский психофизиолог Э.А. Костандов, рассматривая проблемы психофизиологии сознания и бессознательного, отмечал: «Воспринимающий субъект не пассивно отражает феномены окружающей среды, а активно связывает поступающую информацию с имеющимися в памяти образами и соотносит их со своими задачами в данной ситуации» [12, с. 24].

Таким образом, мы можем полагать, что оценка смысловых (семантических) характеристик стимулов происходит по тому же универсальному механизму возникновения значимости, что и оценка физических характеристик стимулов.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Новости по теме