Значимость стимула и формальная логика

Выдержка из статьи: Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа. Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». № 2, 2019. С. 19-30.

Значимость стимула и формальная логика
Все предметы, явления в мире связаны между собой, зависят друг от друга, обусловливают друг друга. Эта всеобщая взаимосвязь предметов, явлений выражается в многообразных формах. Одну из таких форм всеобщей связи представляет причинная связь. Причиной называется явление, которое необходимо вызывает другое явление, а это другое явление, вызванное причиной, называется следствием [4, с. 130]. В науке, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересующего нас явления. Найти причину – это значит подчинить себе явление, получить возможность управлять им. Например, техник, обнаружив причину остановки машины, устраняет эту причину, и машина снова начинает работать [4, с. 132].

В ситуации ПФИ мы наблюдаем следствие – одни стимулы являются для исследуемого значимыми и вызывают сильные реакции, а другие не являются значимыми и не вызывают сильные реакции. Теперь необходимо найти причину такого дифференцированного присвоения стимулам значимости. Чтобы установить причину, по которой происходит различное присвоение стимулам значимости и, как следствие, ведёт к появлению различных по силе реакций, можно использовать один из методов исследования причинной связи явлений, так называемый «метод различия».

Формулировка метода различия следующая: если случай, в котором явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, разнятся только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина явления. Например, в саду растут кусты малины. Часть кустов – на солнечной стороне, а часть – в тени. Все другие условия их роста и развития (почва, влага, удобрение и проч.) одинаковы. Сорт их тоже одинаков. На кустах под солнцем – ягоды сладкие, на кустах в тени – ягоды безвкусные, несладкие. Отсюда делается такой вывод: причина сладости этих ягод – действие солнечных лучей [4, с. 134].

Вернемся к ситуации применения полиграфа. Специалисты-полиграфологи хорошо знают, что, например, стимул «Деньги из сейфа взяли Вы?», при проведении ПФИ в отношении одного и того же лица, до совершения им кражи денег из сейфа – будет не значимым, а после совершения такой кражи – станет значимым. Что же изменилось в психике исследуемого на полиграфе того же лица после совершения кражи? Очевидно, что все его психические характеристики остались прежними – они не менялись, кроме одного процесса, который изменился качественно: это память субъекта, которая пополнилась новой информацией в тот момент, когда он совершал указанные действия.

Таким образом, если случай, в котором явление наступает (возникает значимость), и случай, в котором оно не наступает (не возникает значимость), разнятся только в одном обстоятельстве (появляется новая психическая характеристика – информация в памяти), то это обстоятельство и есть причина явления. То есть причиной, которая наделяет стимул значимостью и приводит к возникновению сильных реакций на стимулы, является появление в памяти исследуемого лица информации о событии, которое стало поводом применения полиграфа. Из этого следует, что субъект узнаёт о том, что информация в стимуле имеет отношение к смыслу решаемой задачи по удовлетворению потребности в самосохранении – путём обращения к своей памяти. Наличие в памяти информации, связанной со стимулом, является необходимым условием для того, чтобы этот стимул стал значимым.

Необходимо подчеркнуть, что в ситуации ПФИ при оценке значимости стимула важны все психические процессы, но причинным является именно процесс памяти.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Новости по теме