Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Память и следы условного возбуждения

Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Память и следы условного возбуждения
Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Память и следы условного возбуждения. – В сб.: Структурно-функциональные основы механизмов памяти / Отв. ред. Е.А. Громова, М., «Наука», 1976. С. 10-25.

Запечатление и сохранение самых различных по своей сложности временны́х связей или, вернее, состояний условного возбуждения и торможения, выработанных в результате совпадения внешних или внутренних сигналов с какой-либо деятельностью нервной системы, и есть память. Это свойство мозга обнаруживается через репродукцию хранящейся информации, а также через выделение мозгом сигналов ранее выработанных условнорефлекторных систем, возникших путём обучения и самообучения.

Специальные опыты подтвердили роль эмоций и второй сигнальной системы в характере отношения следовых процессов и памяти.
Испытуемым предлагалось запомнить одну из пяти предъявляемых карточек, на которых были изображены цифры или рисунки, не сообщая экспериментатору о содержании этой карточки, затем в ответ на показ её, а также каждой из других четырех карточек говорить, «нет» с тем, чтобы экспериментатор сам угадал ту карточку, которую запомнил испытуемый.

Экспериментатор мог определить эту карточку по изменениям амплитуды КГР и биопотенциалов мозга.
- у 5 - 6-летних детей почти нельзя было определить задуманную ими карточку;
- у 8 - 10-летних испытуемых это удавалось сделать в 12% случаев;
- у 16 - 17-летних - в 53%;
- у 25 - 30-летних испытуемых - в 87%.

У больных хроническим алкоголизмом (35 - 55 лет) и церебральным атеросклерозом (55 - 70 лет) след эмоционального возбуждения обнаруживался в 40 - 57% случаев, т.е. приблизительно так же, как и у 16 - 17-летних испытуемых.

По-видимому, у детей младшего возраста отсутствует или слабо выражено эмоциональное возбуждение, вызванное заинтересованностью в том, чтобы задуманная карточка не была угадана.

С физиологической точки зрения эта заинтересованность есть не что иное, как деятельное состояние ранее выработанной системы временны́х связей, которая становится настолько активной, что захватывает эмоциональную сферу.

Эта же система временных связей у больных угнетена патологическим процессом. Очевидно, все дело в том, что у больных испытуемых в силу инертности возбуждение не могло распространиться с этой системы временных связей на эмоциогенные структуры мозга.

Возвращаясь к роли эмоционального возбуждения в усиленном проявлении следов возбуждения, рассмотрим опыты с детьми 8 - 9 лет. Оказалось, что если предупредить испытуемого о том, что при неправильном ответе на предъявленную карточку машина слегка уколет, то задуманную и скрываемую от экспериментатора карточку можно было определить в 80 - 86% вместо 12%.

На взрослых здоровых испытуемых это предупреждение не оказывало влияния. По-видимому, у них сама процедура угадывания проходила и без того на достаточно высоком эмоциональном уровне.


Voronin-L.G.-Konovalov-V.F.-Pamyat-i-sledy-uslovnogo-vozbuzhdeniya.-1976.pdf [2,21 Mb]
=====================================================================

Фактически Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. провели лабораторный эксперимент по выявлению скрываемой информации (была применена методика выявления скрываемой информации – МВСИ) и дали физиологическое объяснение наблюдаемым феноменам: из памяти извлекается информация и возбуждение передаётся на центры эмоций, которые приводят к появлению вегетативных реакций.

Иванов Р.С. г. Ростов-на-Дону



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Новости по теме